Отличие девиантного поведения от делинквентного. Девиантное и делинквентное поведение

Шаг за шагом, этап за этапом, развитие человечества накапливало опыт по вопросам поведения человека в той или иной ситуации. Эволюция человеческого сознания позволила сформировать алгоритмы поведения и действий, установила границы приемлемых колебаний в поведении, и поставила под контроль порой неудержимую в человеке животность.

Города, страны, континенты устанавливают правила, порядки, законы проверенные веками, для сохранения целостности мира и общества. Общество управляет и управляется, влияет и оказывается под влиянием, но существуют гласные и не гласные пакты, о соблюдении порядка в отношении человечества, его неприкосновенности — как личности, и как индивидуума.

Большинство живущих ранее на земле людей, установили формат поведения, исходя из опыта прошлого — опыта войн, революций, возникновения агрессии одного народа к другому, в межличностных отношениях — как частного характера, так и целых групп. Благодаря качеству этих правил мир ещё существует, и где-то процветает, если сравнить с прошлым опытом.

Но, как и в любом законе и порядке, существуют несовершенства, которые порождают искривленное понимание сути вещей. Результатом несовершенств является девиантное и делинквентное поведение.

Человек не живет только инстинктами! Его инстинкты все время вытесняются социально-культурными обязательствами по отношению к другим.

Однако любое вытеснение внутреннего, выстроенного мира человека, или его подмена, могут спровоцировать обратный эффект, если материал подается неправильно. Если подача не приемлема, не уживается в будущем носителе.

Объяснить это просто!

Большинство поступков, неприемлемых установками общества, которые несут угрозу, как моральную, этическую или физическую, следует называть проступками. Проступок, как отклонение в поведении человека , который уже давно живет не в темные времена, и не в первобытном веке, а является частью современного цивилизованного общества. Это деятельность, как посягательство на устои, порядки, традиции, закон. Такое поведение часто называют девиантным поведением .

Девиантное, то есть отклоняющееся от установленных норм общества поведение, может проявляться в любом обществе, возрасте, и подвержен ему каждый человек. Формироваться оно начинает с рождения!

Любое поведение человека формируют:

  • Семья (родители, дедушки, бабушки, сестры, братья…)
  • Близкие (друзья, знакомые, соседи)
  • Общество (детский сад, школа, университет, работа…)
  • Качество жизни и уровень жизни.
  • Жизненные установки и приоритеты и пр.

Всё, что окружает человека, может в той или иной степени влиять на поведение, вызывающее его изменения. От самых безобидных всплесков эмоций ребенка и до серьезных проступков, можно отнести к одной из форм девиантного поведения.

Рассмотрим примеры девиантного поведения

Ребёнок в детском саду ударил другого ребенка или оскорбил

Это пример влияния не общества в целом, так как ребенок достаточно мал, чтобы иметь возможность опыта общения с ним, но на него оказывают влияние родители, родные, соседи, и возможно СМИ. Сегодня детям часто разрешают смотреть телевизор. Ребенок в процессе развития и научения черпает опыт окружающих его людей. Такое девиантное поведение спровоцировано определённым кругом, маленьким обществом внутри семьи, но поведение ребенка часто считают за его собственное прегрешение или того хуже, за нестабильность психики.

Такое поведение ребенка критикуется, его ругают или даже наказывают! (первая ошибка) При этом отклоняющееся поведение вызвано не им самим, но им как инструментом, это поведение было приведено в действие.

Взрослый человек и азартные игры

Ситуация с любовью к азартным играм, это одна из форм проявления девиантного поведения. Человек пытается обыграть, выйти в лидеры — получить приз. За этим желанием могут стоять как бескорыстные цели (выиграть, чтобы помочь другу или отдать в храм, накормить старушку…), так и чувство наживы (иметь достаток, жить лучше других, быть в фаворе у женщин или мужчин, или повысить самооценку). Такое поведение в первом случае кажется «положительным», во втором «отрицательным», но оба мотива, не что иное, как отклонение от нормы, установленной обществом. Такой человек в обществе так же подвергнется критике, осуждению или отчуждению.

Из всех выше перечисленных причин, в этом случае могла повлиять любая, и даже в комплексе:

Семья, в процессе воспитания и развития ребенка не дала установок на качественную цель, не развила самооценку, для стараний и достижений законным и трудовым путем. Общество не создало устойчивой психологической атмосферы для взаимодействия с людьми (игроки, часто люди одинокие). СМИ и ТВ сформировали неправильные установки на получение желаемого (реклама красивой жизни, где все идеально). Качество жизни (ссоры в семье, непонимание, зависть) и условия (бедность, нищета) могли повлиять на стремление идти к лучшей жизни, но за короткие сроки. А неуверенность в себе, попытка изменить реальность спровоцировали девиантное поведение.

По этим же причинам, как правило, люди становятся алкоголиками, наркоманами. Проституция, гомосексуализм и пр. это как причина и следствие.

Бомж на помойке, бабушка с десятком кошек, хиппи, панки – все с нестандартным поведением. Как и различные субкультуры. Неспособность человека совладать с собой, подстроится под рамки общественного мнения, делает их поведение девиантным. Что значит, подвергнутому критике и осуждению.

Но правильно ли это сегодня в условиях развивающихся свободных отношений и разнообразия видения мира?

Общество предлагает отклоняющееся поведение сделать максимально полезным, как то поведение, что демонстрируют известные художники, великие ученые, одаренные или жертвующие люди. Да, и эти люди с девиантным поведением! Но с «положительным»! Их таланты и способности, которые не всем даны от природы, или воспитания, делают их отдельными от остальной массы.

Как ребенок, ударивший другого ребенка, так и полицейский, пожертвовавший жизнью ради спасения другого — девианты . Общество остерегается различного проявления волнений и протестов, беспокоится и поддерживает порядок. Это не редко зажимает! А вина девианта только в том, что само общество не дало нужного направления вовремя, списывая на сложности обучения человека, не похожего на себя. Если одни нашли правильный курс сами, другие тонули в критике окружающих людей, самобичевании, неуверенности и страхах.

Преступление и наказание

Если девиантное поведение не откорректировали вовремя:

не внесли изменений в установках на цель, не попробовали в семье и в обществе изменить отношение к методам воспитания, чтобы направить маленького человека на правильный путь, тогда, девиантность трансформируется в более опасное для общества поведение – делинквентное.

Делинквентное поведение рождается на фоне прогрессирующего девиантного поведения. Это раковая опухоль давшая метастазы по всему телу. Управлять делинквентным поведением очень сложно!

Такая форма поведения выражает уже не только протест, изменение внешности, пристрастия, желание выделиться, или мелко похулиганить, привлекая внимание или прячась от него. Делинквентное поведение направлено на достижение цели любым путем, вплоть до самых тяжких преступлений и реального уголовного преследования.

Если девиантный игрок тратит свои средства, а проститутка девиант предлагает свое тело, то игрок делинквент скорее пойдет грабить игровые автоматы, а проститутка использует клиента, чтобы опоить, украсть деньги, или заразить болезнью, одним из видов посягательства на жизнь другого человека. Если первый будет пропагандировать, то второй принудит слушать, угрожая и запугивая. Человек становится преступником в полном значении этого слова.

Сегодня часто наблюдаются случаи показного делинквентного поведения среди детей и подростков. Избиение, истязание, унижение одним подростком другого выглядят удручающе. Такое поведение побуждает человека идти на преступления — от мелкого грабежа до насилия, и убийства .

Преступное поведение не одобряется, и не оправдывается. Человек превращается в существо агрессивное, беспринципное, и опасное, как для своей семьи, так и общества и всего государства. Таким людям требуется изоляция.

Наверное, это правильно, но все больше в мире людей, которым хочется сказать: — Изолируйте, пожалуйста, ОБЩЕСТВО от меня!

Самым неконтролируемым возрастом является подростковый. Не только сам подросток не контролирует своих поступков, но и родители, учителя, общество. Трудности заключаются в том, что подростки совершают вредные, а порой и преступные действия. Это еще называют делинквентным поведением, формы и примеры которого будут рассмотрены на сайте психологической помощи сайт.

Подростки являются трудными, поскольку с ними уже невозможно договориться на тех началах, которые действовали ранее. Теперь «малыш» не слушается, не подчиняется и еще делает все наоборот. Протест и отстаивание своего мнения являются приемлемыми формами подросткового поведения, которое просто .

Другой формой поведения является делинквентная, когда подросток уже не просто протестует, а что-то пытается доказать. Зачастую доказательства он делает предоставить себе, обществу и своим друзьям. Мол, «я могу вести себя, как взрослый человек». Только понимание того, что делает взрослый человек, у всех разное.

Чаще всего можно отметить такое поведение подростков:

  • Ранее вступление в сексуальные связи.
  • Употребление наркотиков, алкоголя, курение.

Подростки считают, что такое поведение делает их взрослыми, поскольку так ведут себя более старшие люди. Однако в некоторых случаях речь может идти о преступных действиях, например, избиение человека, разбитие стекол.

Таким образом подросток показывает обществу, что повзрослел. Хотя само общество понимает, что данные поступки являются противоправными, наказуемыми и ничего не доказывающими.

Что такое делинквентное поведение?

Все больше возрастает число подростковых преступностей. С чем это связано? С внутренним пониманием того, кто такой взрослый человек. Ведь это является главной целью каждого взрослеющего парня или девушки – повзрослеть. Только некоторые неправильно это понимают, что приводит к противоправным действиям. Что такое делинквентное поведение?

Речь в данном случае идет об асоциальном, противоправном действии, которое направлено на причинение вреда окружающим, на ущемление их прав, разрушение имущества, социального порядка. Происходит данное понятие от латинского слова «delictum», которое обозначает «проступок».

Проступки подростки в данном случае совершают в отношении общественных норм и правил, порядка, установленного в социуме. Вред направлен на разрушение общественного устоя, который является принятым. Причины такому поведению самые разнообразные, начиная от неблагополучия в семье и заканчивая общением с плохими людьми.

Следует отличать делинквентное поведение от девиантного. Не каждое отклоняющееся поведение от общественных норм является криминальным, однако каждое криминальное поведение является отклоняющимся.

Делинквентное поведение направлено на причинение вреда социуму, соответственно, наказывается государством. В зависимости от противоправности проступка, подростка наказывают через суд либо административными штрафами. Если подросток совершает делинквентные поступки, достигая совершеннолетия, то его называют асоциальной личностью. Если его поступки не наказываются законом, то он просто является антисоциальной личностью.

Кажется, что все подростки являются преступниками. Однако следует отличать разные модели поведения. Есть подростки, которые просто ярко одеваются, делают экстравагантные прически, громко смеются и слушают музыку по ночам. Однако другой категорией подростков являются те, кто имеет беспорядочные связи, употребляют наркотические средства, совершают преступления.

Делинквентное поведение всегда связано с законом. Подросток или группа лиц выступает против всего общества. Главной проблемой остается то, что разные поступки могут как поддаваться, так и не поддаваться уголовному наказанию. Подросток совершает поступки, которые граничат с законом. Когда он переходит эти границы, тогда наказывается по всем правилам закона.

Делинквентное и девиантное поведение

Все подростки совершают поступки, которые страшат, разрушают образ «милых мальчиков и девочек» в глазах взрослых. Можно сказать, что совершаемые ими поступки – способы найти себя в мире взрослых людей. Раньше они были маленькими, теперь тренируются быть взрослыми. Очевидным становится то, что подростки копируют поведение взрослых людей, которые совершают преступления, пьют, курят, занимаются сексом и т. д. Просто за этим подростки не видят другого поведения, которое делает человека взрослым (например, заработок денег, забота о ближнем). Вот почему их поведение является девиантным или делинквентным.

Следует отличать данные понятия. Делинквентное и девиантное поведения имеют общую черту – они противоречат общественным правилам и устоям. Подросток совершает действие, которое приносит вред. Он может вредить себе, другим людям, всему социуму.

Отличие в данных моделях поведения заключается в том, насколько сильно нарушаются государственные законы. Грубо можно обозначить такое отличие:

  1. Девиантное поведение – это поступки, которые противоречат морали, нравственности, этике того социума, в котором человек находится.
  2. Делинквентное поведение – это поступки, которые причиняют физический или материальный вред социуму или отдельному индивиду, что наказывается законом.

Оба поведения являются следствием внутреннего конфликта, который возникает у подростка, который имеет желания и цели, но должен соизмерять свои действия с правилами и законами государства.

  1. Если подросток достигает желаемого путем нарушения норм, этикета, стандартов общества, тогда его поведение называется девиантным.
  2. Если подросток самоутверждается и становится взрослым через совершение поступков, которые являются криминальными, тогда его поведение называется делинквентным. Эти действия регулируются законом.

Следует понимать, что повторяющиеся деликты (противоправные поступки) входят в привычку, делая из человека преступника (делинквента), у которого возникают постоянные проблемы с законом.

Делинквентное поведение подростков


Авторитетами для подростков являются их друзья. Родители уже отходят на второй план, становясь одними из врагов. Общение с другом или группой друзей заставляет искать общие интересы. Можно пойти по пути занятия спортом, увлечения музыкой, развития у себя физической силы. Однако у подростков, которые не имеют хобби и увлечений, возникают другие направления общей деятельности. Это в итоге приводит к появлению делинквентного поведения у подростков.

Обычно дети, которые не имеют интересов и увлечений, просто где-то гуляют, смотрят фильмы. Такой праздный образ знакомит их с вредными привычками и повадками. Они постепенно начинают курить, пить, колоться, нюхать травку и пр. Нередко в таких компаниях появляются бандиты, которые воспринимают физическую силу как единственное средство достижения своих целей и самоутверждения.

В зависимости от качеств характера, темперамента, интересов и наклонностей, подросток выбирает тот или иной путь. Условно делинквентных подростков можно разделить на три типа:

  1. Раскаивающиеся – они имеют острую потребность в совершении антисоциальных поступков, но потом начинают раскаиваться из-за содеянного.
  2. Бессовестные – они не только испытывают потребность в совершении асоциальных поступков, но еще и не испытывают угрызений совести, не раскаиваются. Зачастую они действуют в группе, где есть главарь, который сам ничего не делает, а только руководит остальными.
  3. Без границ – они сознательно идут против правил общества, совершая преступные поступки. Они не чувствуют границы между дозволенным и наказуемым. Взгляды их циничны, а поступки самые жестокие.

Делинквентность подростков является социальной проблемой, поскольку во многом причиной противоправных или аморальных поступков являются окружающие подростка люди:

  • СМИ, положение экономики, поведение взрослых людей. Подростки являются впечатлительными и внушаемыми. Если они видят, что люди совершают преступные действия и остаются безнаказанными, тогда они позволяют себе их тоже совершать. Если преступников оправдывают, тогда подростки ждут, что их тоже пожалеют и оправдают, если они что-то сделают.
  • Семья. Многое зависит от того, какая обстановка наблюдается в семье родителей или опекунов подростка. ь, его не понимают, игнорируют и прочее, тогда он естественным образом ищет других лиц, которые дадут ему желаемое. Преступники всегда вырастают в неблагополучных семьях, а точнее отношениях, где его постоянно принижали, игнорировали или ограничивали.
  • Качества характера и моральные ценности. Каждый подросток совершает поступки, которые шокируют. Однако граница, которую себе позволяет подросток, полностью зависит от его характера, темперамента, взглядов и ценностей, которыми он руководствуется. Подросток не пойдет против себя.
  • Удовлетворение желаний. Если общество не будет позволять ребенку удовлетворять его желания приемлемыми способами, тогда подросток будет готов совершить аморальный поступок. Сила желания у любого человека высока.
  • Наличие хобби и уровень интеллектуального развития. Если у подростка нет интересов, хобби и увлечений, тогда его досуг становится однообразным, монотонным, скучным. Противоправное поведение хоть как-то делает его жизнь разнообразной. При этом было отмечено, что интеллектуальный уровень преступников намного низок, чем просто у девиантных подростков. Чем легче информация, которая не требует интеллектуальных осмыслений, тем лучше для того, кто ею готов воспользоваться.

Делинквентному поведению подростков можно воспрепятствовать. Однако данная профилактика должна производиться, начиная с самого рождения ребенка.

  1. Во-первых, следует заниматься воспитанием и умственным развитием ребенка.
  2. Во-вторых, следует заинтересовывать ребенка полезными занятиями. Пусть лучше будет хобби, которое кажется бестолковым, нежели ребенку нечем будет заняться.
  3. В-третьих, следует повышать самооценку, уважать и уделять внимание ребенку. Все это будет способствовать осознанному выбору друзей в будущем.
  4. В-четвертых, следует поощрять ребенка за хорошие действия, предлагать ему варианты достижения целей.
  5. В-пятых, следует приучать к труду, создавая такую атмосферу, когда ребенку будет комфортно заниматься социально приемлемыми занятиями.

Не следует исключать влияния общества, СМИ, школы и учителей. Ребенок будет сталкиваться с негативными проявлениями людей и мира. Однако если в ребенка вложить правильные ценности и моральные устои, тогда они будут его контролировать и останавливать, когда наступит период подросткового возраста.

Формы делинквентного поведения


Самыми распространенными и тяжелыми формами делинквентного поведения являются:

  • Наркомания.
  • Преступность.
  • Проституция.

Преступное поведение подростков заставляет специалистов рассматривать уровень вовлеченности ребенка в общество, его занятость различными увлечениями, а также предпосылки, которые подтолкнули к такому поведению. Надеяться на полное исчезновение преступности в обществе не стоит. Скорее всего, существующие устои пока не способны взрастить и воспитать здоровое общество.

Наркоманическое поведение подростков заставляет рассматривать семейное положение, которое царствует у родственников наркомана, а также его уровень ощущения счастья. Можно сказать, что наркоманами становятся люди, которые чувствуют себя несчастными. Ощущение эйфории, которое они испытывают после употребления дозы, является единственным способом расслабления и наслаждения. Иногда подростки балуются наркотиками из интереса и любопытства.

Под проституцией понимаются половые связи с людьми, с которыми человек не состоит в брачных отношениях, не испытывает к ним никаких любовных чувств и получает за это плату. Появление проституции среди подростков может быть следствием желания заработать, неуверенности в себе и низкой самооценки, отсутствия поддержки со стороны родных, формой получения любви.

Примеры делинквентного поведения

Если рассматривать примеры делинквентного поведения, то можно разделить их на три группы:

  1. Административные нарушения. Это могут быть любые поступки, нарушающие спокойствие граждан: применение нецензурной лексики, громкая музыка по ночам, нарушение правил дорожного движения, оскорбление окружающих, проституция, употребление алкоголя в общественных местах, распространение порнографии и пр.
  2. Дисциплинарный проступок. Сюда относят поступки, которые мешают или нарушают трудовые обязательства: прогулы без причин, приход на учебу/работу в опьяненном состоянии, употребление наркотиков на рабочем месте, оскорбление школьников, учителей и пр.
  3. Преступность. Сюда относятся поступки, которые наказываются законом: воровство, изнасилование, вандализм, убийство, похищение, мошенничество, угон автомобилей, торговля психотропными веществами или наркотиками, терроризм. Если человек не достиг совершеннолетия, его наказанием будут общественные работы, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, строгий выговор.

Итог

Подростки являются особенно опасными, если их действия являются противозаконными. Они еще не совсем понимают всей ответственности собственных поступков. Также они поддаются постороннему влиянию, когда подростком управляют в корыстных целях. Итог может быть печальным, поскольку подросток, который не меняет своего поведения, становится преступником, постоянно сталкивающимся с правоохранительными органами и наказанием.

Родители не должны упускать первых моментов появления делинквентного поведения. Если девиантное поведение нарушает моральные и этические ценности, за что не происходит наказания, то преступные действия делают из ребенка будущего уголовника. Родители должны это жестко пресечь. В случае необходимости можно обратиться за психологической помощью, когда будут выявлены причины делинквентного поведения и способы его устранения.

Девиантное и делинквенткое поведение

Усвоение социальных ценностей и норм - основа социали­зации, а нормы - основа социального контроля. С понятием нормы соотносится понятие отклонения; если нет нормы, то не может быть и отклонения от нее.

Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным (отклоняющимся) поведением.

В широком смысле понятие «девиация» означает любое не­соответствие поведения любой социальной норме. В узком смысле девиантность относится к отклонениям от неформаль­ных норм. Отклонение от правовых норм (нарушение) называет­ся делинквентным поведением, как уже сказано выше, отклонение от уголовно-правовых норм - преступным поведением. Таким образом, наиболее широким понятием является девиантное поведение, более узким - делинквентное, еще более узким - преступное.

Девиантность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»: негативно отклоняющееся поведение и позитивно отклоняющееся. Для социологии гениальность и злодей­ство - вещи вполне совместные: это просто два вида девиантного поведения. Но чаще всего, когда говорят о девиантном поведении, имеют в виду именно негативно отклоняющееся поведение. Делинквентное поведение как форма негативной девиантности имеет только отрицательную оценку.

Наиболее распространенными и социально значимыми для любого общества формами девиантного поведения являются суицид (самоубийство), алкоголизм, наркомания, половая рас­пущенность. Степень распространенности негативных форм де­виантного поведения служит показателем эффективности соци­ального контроля.

В простых обществах с неразвитой нормативной системой девиантное поведение легко диагностируется и контролируется. Чем меньше норм, тем меньше возможность отклонений. В сложноструктурированных обществах, включающих несколько нормативных систем и множество субкультур, проблема опреде­ления поведения как девиантного и контроля за ним много­кратно усложняется.

Задача социального контроля - предотвратить отклонение от нормы. Такая же задача стоит и у профилактики (предупре­ждения) делинквентного и преступного поведения. Понятия контроля и профилактики - весьма близки (у них сходные це­ли, некоторые общие институты), но не тождественны. С од­ной стороны, понятие контроля шире: его объектом является любое социальное поведение, в то время как объектом профи­лактики - противоправное. С другой стороны, профилактика как род социальной деятельности включает и контроль за пове­дением индивидов, и воздействие на объективные социальные факторы (причины и условия), способствующие делинквентному поведению.

Понятие девиантности - относительное. Девиантное поведение в рамках одной культуры или общности может рассматри­ваться как нормальное в другой. В первобытном обществе (а у некоторых племен и сегодня) каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным уст­ройством (разрешение брака между родственниками).

Но девиантность является относительной характеристикой не только для двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. В таком случае говорят не о культуре, а о субкультуре. Пример таких групп - верующие, молодежь, женщины, пен­сионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы - девиация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя («Колька» или «Никитка») - норма обращения в низших слоях - считалось у первого девиацией.

Убийство на войне разрешается и даже вознаграждается, но в мирное время наказывается. В одних странах проституция ле­гальна (узаконена), в других странах она считается нелегальной и девиантной. Отсюда следует, что критерии девиантности от­носительны данной культуры и не могут рассматриваться в от­рыве от нее.

Критерии девиантности меняются во времени в рамках од ной и той же культуры.

После Второй мировой войны курение получило в США широкое распространение и социальное одобрение. Курить в квартире или в офисе считалось нормальным поведением. Но в 1957 г. ученые доказали, что курение - причина многих серь­езных заболеваний, в том числе рака легких. Постепенно ши­рокая общественность начала кампанию против курения. И сегодня в США курильщики превратились в объект всеобщего осуждения.

В СССР в 60-70-е годы школьные учителя боролись с «длинноволосыми» учениками, усматривая в этом подражание «буржуазному образу жизни» и признаки нравственного растле­ния. В конце 80-х годов наше общество изменилось и длинные волосы превратились из девиации в норму.

Таким образом, девиация относительна а) исторической эпо­хи, б) культуры общества. Относительность в социологии назы­вается релятивизмом.

Девиантность, о которой сказано выше, - это отклонение от норм культуры, т.е. культурная девиантность. Ее не следует ото­ждествлять с психической девиантностью, с так называемыми «психическими аномалиями». Очень часто в психических анома­лиях (разного рода акцентуации, психопатии, олигофрения и т.д.), т.е. отклонениях от психической нормы, видят причину преступлений - отклонений от социальной нормы.

За последнее время было проведено немало исследований, которые установили, что среди преступников много лиц (по разным данным от 25 до 80%) с психическими аномалиями. Из этого, казалось бы, можно сделать вывод, что преступления в основном совершают люди с аномалиями. Но это не совсем так (и разнобой в данных исследований не случаен). Во-первых, многие аномалии имеют не наследственный, а приобретенный характер, и очень часто социально-нравственную запущенность личности квалифицируют как психическую аномалию (особен­но у подростков). Во-вторых, обычно приводимые цифры об аномалиях являются не официальными данными судебно-психиатрических экспертиз, а данными выборочных исследова­ний, проводимых по весьма различным методикам. В-третьих, большинство исследований проводится среди осужденных к ли­шению свободы. Но, как известно, условия мест лишения сво­боды являются мощным стрессогенным фактором, отрицательно влияющим на психику человека. И обычные методики не позво­ляют выявить, когда возникли аномалии - до совершения пре­ступления или после, в период отбывания наказания.

Психические аномалии, безусловно, влияют на поведение человека, поскольку могут вызывать серьезные затруднения в ходе социализации - труднее дается учеба, трудно получить вы­сококвалифицированную профессию и т. д. Но в отличие от нравственных отклонений психические аномалии не являются результатом социализации.

Утверждение о наличии прямой связи между психическими аномалиями и преступным поведением означает, что социальная коррекция невозможна и профилактика преступного поведения психически аномальных (но вменяемых) субъектов бесперспек­тивна. Поэтому для социологии и криминологии в изучении психических аномалий более плодотворным является другой подход - изучение следует направлять на поиск связи не видов аномалий с определенными формами преступного поведения, а психических расстройств с особенностями процесса социализа­ции аномальных индивидов.

Чаще, чем в других возрастных группах, девиантное поведе­ние наблюдается у подростков. Объективная причина данного обстоятельства состоит в том, что у несовершеннолетних про­цесс социализации (усвоение норм) и процесс формирования делинквентного поведения (отклонение от норм) по времени совпадают. И одно (делинквентность) есть следствие недостат­ков и неудач в другом (социализации).

Жизненный опыт подростка мал и фрагментарен, характер и взгляды окончательно не сформировались. В силу этого оценка ситуации часто бывает неадекватной, малый опыт и неадекват­ность оценки ситуации обусловливают и неправильное предви­дение последствий.

Кроме того, играют роль и особенности возраста:

социальные - происходит смена сфер социализации. Се­мью как основной институт социализации ребенка сменя­ют учебные и трудовые коллективы и неформальные груп­пы;

социально-психологические - линия поведения подростка формируется под воздействием противоречивых факторов. Для несовершеннолетних характерны как повышенная конформность (податливость группе), так и стремление к самостоятельности. Это обусловливает неустойчивость, ситуативность поведения несовершеннолетних;

психологические - процесс полового созревания обостряет (акцентуирует) проявление некоторых качеств (повышен­ная возбудимость, импульсивность и т. д.). Все это в определенной мере и определяет повышенную склонность несовершеннолетних к делинквентному поведению.

По данным ООН, около 30% всех молодых людей принима­ют участие в каких-либо противоправных действиях, а 5% со­вершают серьезные правонарушения.

Социологи установили закономерность: человек тем легче усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.

Из этого исходиттеория дифференцированной связи (ассоциации) американского криминологаЭдвина Сатерленда (1883-1950). Эта теория говорит о том, что преступному поведению, как и любому другому поведению, обучаются, и обучаются у тех, с кем имеют более тесную связь. (Иногда эту теорию иронически на­зывают теорией «дурной компании»). Степень влияния на чело­века тех или иных образцов поведения зависит от степени его связи с тем или иным лицом (или группой лиц): общаясь пре­имущественно с преступниками, человек скорее всего станет преступником, общаясь с законопослушными лицами, - законопослушным (дифференциация связи). В бедных районах, no­раженных преступностью, намного легче стать преступником:

обучиться соответствующим приемам, выработать навыки, найти соучастников, сбыть краденое и т. д.

Человек не наследует преступных наклонностей. Индивиду­альные различия между людьми если и влияют на преступность, то лишь в той мере, в какой они обусловливают частоту и ус­тойчивость контактов с образцами преступного поведения. Эмо­циональные стрессы в семье значимы постольку, поскольку они гонят человека из дома и толкают его на контакты с правонару­шителями.

Теория дифференцированной связи - описательная, а не объяснительная теория: она описывает механизм усвоения об­разцов поведения, воздействию которых подвержен индивид, но не объясняет, откуда берется то преступное поведение, ко­торому научаются. Теория Э. Сатерленда была одной из пер­вых теорий, описывающих процесс воспроизводства преступ­ности, она вызвала серьезные научные дискуссии и способст­вовала развитию криминологических теорий социологического направления.

В настоящее время в России на делинквентное поведение молодежи значительное воздействие оказывают социально-экономические факторы, иногда называемые социальными из­держками проводимых экономических реформ. Наиболее уязви­мым оказался такой важнейший институт социализации, как се­мья. Стремительное обнищание значительной части населения, безработица, рост пьянства и алкоголизма ведут к распаду семьи. Следствие этого - значительный рост среди несовершеннолет­них безнадзорности, бродяжничества, попрошайничества, вовле­чения их в аморальную и преступную деятельность. Резко обо­стрилась проблема социального сиротства, т.е. фактического от­сутствия семьи при живых родителях, уклоняющихся от воспитания детей, лишенных родительских прав или находя­щихся в местах лишения свободы. Увеличилось число правона­рушителей из таких социально неустроенных групп, как мигран­ты и вынужденные переселенцы.

Поскольку, как выше уже отмечено, процесс социализации и процесс формирования делинквентного поведения у несовер­шеннолетних совпадают во времени, основным направлением в предупреждении делинквентного поведения несовершеннолет­них является общесоциальная профилактика, цель которой - создать условия, способствующие нормальному формированию личности подростка. Ею должны быть охвачены все основные сферы социализации: семья, школа, трудовой коллектив, сфера общения и досуга. Продуманная социальная политика государ­ства, включающая помощь семье в воспитании детей, улучше­ние воспитания в школе, совершенствование трудового воспитания, создание условий для проведения содержательного досуга - все это содержит значительный антикриминогенный потенциал. Центр тяжести в профилактической работе с несо­вершеннолетними должен быть перенесен с субъектов из пра­воохранительной системы на государственные и общественные организации.

Социальная значимость проблемы подростковой делинквентности обусловливается особым местом подрастающего по­коления в обществе. Задача охраны жизни, физического и нрав­ственного здоровья будущего нации, всемерная социальная и правовая защита законных прав и интересов несовершеннолет­них и молодежи приоритетны во внутренней политике любого цивилизованного государства. Всякое нормальное общество осо­бо болезненно реагирует на пораженность преступностью имен­но социальной группы несовершеннолетних.

Отклонение и разнообразие

Девиантность не следует рассматривать как сугубо отрица­тельное явление. Как выше уже сказано, отклонения бывают как отрицательными, так и положительными. Девиантность является источником разнообразия - основы социального развития (эво­люции). Разнообразие так же связано с девиантностью, как еди­нообразие - с нормой. Нормопорядок и Девиантность - две не­разрывно связанные стороны социального прогресса.

Во все времена общество старалось не допускать отклонений в поведении своих членов. Если говорить абстрактно, то в принципе любые отклонения несут угрозу социальной стабиль­ности: гениальность и сумасшествие, героизм и предательство. Но практически социальный контроль несимметричен: негатив­ные отклонения чаще осуждаются, позитивные - одобряются. История человечества показывает, что борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием - чувств, мыслей, поступков.

На одном его полюсе разместятся максимально неодобряе­мые виды поведения: наркомания, вандализм, преступ­ность, святотатство и т. д.;

На другом полюсе расположатся максимально одобряе­мые отклонения: героизм, самопожертвование, гениаль­ность и т. д.

Если провести статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих- групп придется примерно по 10-15% общей численности населения, а 70% составляют «твердые середняки» - люди с несущественными отклонениями.

При обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков, например, воровали в магазине, обманывали налого­вого инспектора или постового, не говоря уже о более невинных шалостях - опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенных местах.

Одним из первых, кто связал существование делинквентности и преступности с категориями нормы и патологии, отклоне­ния и разнообразия, был выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он так же, как и У. Ломброзо (1835-1909), рассматривал преступность в качестве естественного явления, но в отличие от него считал ее не патологическим, а нормальным явлением, неотъемлемой частью любого здорового общества. Как и А. Кетле, Э. Дюркгейм обращал особое внимание на такое свойство преступности, как устойчивость, на то, что она сущест­вует во всех обществах всех типов, но в своих выводах он пошел значительно дальше. Человеку не нравится боль точно так же, пи­сал Э. Дюркгейм, как обществу преступность, и все же боль - функция нормальной физиологии.

Но если какое-то явление устойчиво и постоянно, то в соот­ветствии с концепцией структурно-функционального анализа (одним из основоположником которого был Э. Дюркгейм) оно должно выполнять определенную социальную функцию. По Э. Дюркгейму, функция преступности - эволюционная. Со­стояние преступности может служить индикатором уровня соци­ального развития. Развитие - это отклонение от устоявшихся норм и правил. Общество должно давать свободу для возникно­вения отклонений, но свобода неделима: она дает возможность как для положительных, так и для отрицательных отклонений. Если общество не дает такой свободы (тоталитарные режимы), то уровень преступности падает, но замедляется и развитие. Поэтому ненормален как слишком высокий уровень преступ­ности (аномия), так и слишком низкий (застой). С этой точки зрения объяснимо, почему преступность в социалистических странах была намного меньше, чем в капиталистических. За де­мократию и свободу приходится платить, в том числе и ростом преступности.

Но преступность - не только индикатор развития общества, она может быть и непосредственно эволюционным фактором (это самый смелый и парадоксальный вывод Э. Дюркгейма). Нередко преступления (преступление Сократа в античности, преступле­ния еретиков в средние века) прямо подготавливают почву для становления новых норм морали и права. Если применить этот подход к нашей действительности, то можно сказать, что по­скольку носителями рыночной психологии у нас были не Со­крат и Джордано Бруно, а фарцовщики, валютчики и «цеховики», постольку и не следует удивляться, что лицо молодого рос­сийского капитализма обезображено порочной печатью криминальности.

Девиация – это отклонение от общепринятых ценностей и норм в процессе социального взаимодействия. Она рассматривается лишь с точки зрения степени выполнения либо невыполнения установленных стандартов группы или сообщества. В зависимости от того, наносят ли они тот или иной вред обществу либо, наоборот, приносят пользу, различают культурно одобряемые (конструктивные) и культурно неодобряемые (деструктивные) типы девиации. К первым относят гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности. В традиционных обществах к одобряемым девиациям причисляют отшельничество, религиозный фанатизм, сверхаскетический образ жизни. К культурно неодобряемым девиациям относят те поступки и те виды социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу и как минимум вызывают осуждение.

Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы – все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм. Непосещение церковной службы – тоже своего рода девиация с позиций неверующего человека.

Одобряемая девиация так или иначе вознаграждается. Формы вознаграждения: денежные вы платы, наделение привилегиями, повышение статуса или престижа. Неодобряемая девиация влечет за собой осуждение , наказание (вплоть до тюремного заключения), изоляцию (вплоть до изгнания из страны) или лечение.

Девиация выполняет две функции : объединение группы и установление границы между приемлемым и неприемлемым. Неисправимые девианты подвергаются тюремной изоляции или госпитализации. Они служат уроком для других. Наказание за правонарушение укрепляет нормы и правопорядок. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен : отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме:

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10–15% общей численности населения. Напротив, 70% населения составляют "твердые середняки" – люди с несущественными отклонениями (рис. 7.13).

Рис. 7.13.

Кривая Гаусса – универсальное средство выражения количественного распределения в обществе массовых социальных свойств, признаков, черт, явлений, процессов и т.д.

Хотя большинство людей подавляющую часть времени ведут себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами.

Существуют различные подходы к проблеме девиаций .

  • Структурный подход развивает Э. Эриксон. Он обнаружил, что пропорция девиантов в населении остается примерно постоянной во все эпохи. Девиантность увеличивается в периоды резких социальных изменений, когда пересматриваются критерии того, что считать девиацией. В спокойные времена, напротив, изменяется сама система социального контроля.
  • В рамках символического интеращионизма Э. Лемерт и Г. Беккер создали теорию стигматизации, утверждающую, что девиация – это результат негативной оценки со стороны сообщества, навешивания оскорбительного ярлыка.
  • Концепция дифференцированных возможностей Р. Клауорда и Л. Оулина утверждает, что для индивида весьма привлекательно использование ролевой модели поведения добившихся успеха девиантов.

История социологической разработки проблемы начинается с Э. Дюркгейма. Он полагал, что девиации играют положительную роль на социетальном уровне, способствуя сохранению социального порядка Преступление – необходимая часть всех обществ. Оно оказывает важную услугу тем, что генерирует социальное согласие в оппозицию к нему. Все члены общества объединяются, чтобы выразить свое возмущение преступлением, тем самым развивая между собой более тесные связи. Благодаря групповому консенсусу усиливается социальный порядок. Когда девианты наказаны, у граждан формируется солидарная общность, которая усиливает их верования.

После Дюркгейма исследование разворачивалось в рамках трех основных направлений:

  • 1) теоретико-методологического (М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс);
  • 2) междисциплинарного – социологи и юристы (М. Хальбвакс, У. Томас, Ф. Знанецкий), а также представители теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф), психоанализа и социальной этологии;
  • 3) специальной социологической теории, зародившейся в недрах структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Отечественные социологи вслед за Робертом Мертоном признают наличие пяти типов поведенческих реакций.

  • 1. Подчинение (конформное поведение): принятие целей и средств.
  • 2. Инновация (реформизм): принятие целей, устранение средств.
  • 3. Ритуализм : неприятие целей, принятие средств.
  • 4. Ретреатизм (уход): неприятие ни целей, ни средств.
  • 5. Мятеж : отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами.

В строгом смысле отклоняющимися от нормы считаются второй, четвертый и пятый типы поведения. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона девиантность возникает тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью общества.

Девиантное поведение – система поступков, отклоняющихся от принятой или подразумеваемой большинством населения общественной нормы и не влекущих за собой уголовного, административного или дисциплинарного наказания. Девиантное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, его мягкая форма.

Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Причины этого – социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать любопытство, острые ощущения, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой этого ожидают от него окружающие. В свою очередь, он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиями общества – с другой, служит реальным источником девиации.

Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Делинквентное поведение – это отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. В юридической практике делинквентность понимается в двух значениях.

К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан), а также прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, нарушение правил охраны труда и др. Лица, совершающие такие правонарушения, подлежат ответственности по гражданскому законодательству. К делинквентным также относят совершаемые детьми, подростками и молодежью поступки, которые незначительны или несерьезны с точки зрения уголовного законодательства, т.е. ненаказуемы в уголовном порядке.

Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, его жесткая форма. Еще более жесткой формой является криминальное поведение . Делинквентное и отклоняющееся поведение соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Любая делинквентность является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие проступки, как: не вернуться ночью домой, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогулять занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать или рисовать краской на стенах и др.

Делинквентность подростков обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За ними следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, изъятие карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение, домашняя кража небольших сумм денег. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, 5% – совершают серьезные правонарушения.

Характеристики девиантного поведения

В некоторых современных исследованиях нередко понятие «девиантное поведение» соотносят с еще одним типом поведения – делинквентным. Но в действительности эти понятия, несмотря на свою созвучность и некоторую идентичность, все же не совпадают.

Девиантное поведение человека – это понятие многогранное. С одной стороны, его определяют в качестве поступка человека, его действия, которое не соответствует общепринятым и формальным нормам и стандартам в обществе. С другой стороны, девиантное поведение – это особое социальное явление, которое выражается в массовых формах человеческого поведения и деятельности. При этом, данные формы также не соответствуют официально установленным нормам и стандартам, которые сложились в конкретном обществе.

Важно осознавать, что девиация – это отклонение, но она не всегда может носить отрицательный характер. поэтому, выделяют сразу два вида отклонений от социальных норм:

  • Позитивные отклонения от социальных норм, которые направлены на то, чтобы избавиться от устаревших и неактуальных стандартов и норм. Это способствует качественному изменению социальной системы, без которого общество не может дальше развиваться и выйти на совершенно новый уровень своего развития.
  • Негативные отклонения от социальных норм – иными словами их называют дисфункциональными, поскольку они могут дезорганизовать социальную систему, привести ее к неминуемому разрушению. Это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения членов общества, которые недовольны сложившимися обстоятельствами, и стремятся всеми силами и действиями продемонстрировать свое неудовлетворение.

Рисунок 2. Формы девиантного поведения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Девиантное поведение может быть нескольких типов:

  • Во-первых, это инновация, которая предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание общепринятых способов, которые могли бы помочь достичь поставленных целей;
  • Во-вторых, ритуализм – связан с отрицанием целей конкретного общества и абсурдным преувеличением способов их достижения;
  • В-третьих, ретретизм – отказ человека или группы лиц от социально одобренных целей и, соответственно, отказ от традиционных и привычных способов их достижения.

Последний тип девиантного поведения – бунт. Он отрицает и цели, и способы достижения целей, но при этом стремится к их замене на совершенно новые. К бунтарям следует относить революционеров, которые стремятся к коренной ломке всех общественных отношений. При этом, они могут предлагать новые способы достижения целей, а могут просто разрушать старые без возможностей альтернатив.

Рисунок 3. Причины девиантного поведения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Сущность делинквентного поведения

Делинкветное поведение – это также асоциальное поведение человека, которое проявляется в его поступках. Это может быть и какое-либо действие, и бездействие в отношении сложившейся ситуации. Делинквентные поступки могут наносить вред отдельному человеку или всему обществу в целом.

Замечание 1

В отличие от девиантного поведения, делинквентное – это скорее проступок, чем осознанное преступление.

Рисунок 4. Делинквентное поведение. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Очень большой интерес представляет подростковая делинквентность. В этом возрасте человек чаще всего совершает различные проступки, как умышленные, так и несознательные. Рост таких проступков и отсутствие их профилактики может привести к тому, что делинквентное поведение будет восприниматься человеком как норма. Как следствие, во взрослом возрасте это приведет к увеличению удельного веса тяжких насильственных преступлений, которые будут совершаться теми же людьми, не прошедшими профилактические занятия или воспитательные беседы.

Чаще делинкветное поведение представлено в виде причинения вреда. Это связано с посягательством дилинквента на человека, его права и свободы. Сюда же относится и собственность, которую он может испортить, следуя каким-либо собственным мотивам. Различные виды делинкветного поведения, несмотря на их относительную невинность в сравнении с девиантным поведением, все же осуждаются обществом. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений. За делинквентные поступки в рамках законодательства устанавливаются самые разные виды социальной или уголовной ответственности (которая редко выходит за рамки административной ответственности и общественных работ).

Существует несколько видов делинквентного поведения:

  • Во-первых, к делинквентному поведению относятся административные правонарушения – нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство. В качестве административных правонарушений рассматривают также курение или распитие спиртных напитков в общественных местах.
  • Во-вторых, делинкветнтым является дисциплинарный проступок – противоправное, виновное и намеренное неисполнение своих трудовых обязанностей. Такие делинквентные проступки влекут за собой дисциплинарную ответственность, которая предусматривается в трудовом законодательстве.

К таким проступкам следует отнести: прогул по неуважительной причине, появление на работе в ненадлежащем состоянии, наркотическом или токсическом опьянении, нарушение правил охраны труда.

Если делинквентное поведение вовремя не откорректировать, то получится довольно негативная картина: человек, воспринимающий свое поведение как норму, будет и дальше совершать преступления, только уже более тяжелые. В его сознании отложится нормальность таких

gastroguru © 2017